Понедельник, 26.06.2017, 06:41
Что нам стоит Scratch построить?

 Почитаем...

Посмотрим...
Категории каталога
Программирование игр [5]
Форма входа
Поиск
Загляните сюда тоже
Сколько нас

Сейчас на сайте:: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Программирование игр » Программирование игр

Разработка мобильных приложений: с чего начать?

Собственно, можно относиться к данной публикации как к подборке полезных URL с комментариями. Хочу сразу оговориться, что данный перечень не является исчерпывающим, а потому предлагаю всем, кому есть что сказать по теме данной статьи, поделиться полезной информацией.

Итак, начитавшись бодрых рапортов о светлом будущем мобильных игр, вы решили начать работу в этом перспективном секторе. Дело хорошее, и уже не новое - соответствующая индустрия существует пять лет, успев за этот срок пройти этап становления и взросления. Параллельно с ней развивались и менялись платформы, формировался инструментарий. На данный момент в мобильно-игровой индустрии наличествует широкий спектр различных утилит и услуг, позволяющих в сжатые сроки создать маленький шедевр для сотового телефона - одного из самых популярных и модных аксессуаров нашего времени, без которого уже невозможно представить современного человека.

"Мобильники" давно перестали быть только средством общения. Последние 4-5 лет они стремительно превращались в универсальные медиа-устройства, позволяющие слушать музыку, делать фотографии, снимать видео, и, конечно же, запускать различные приложения. Справедливости ради отметим, что в качестве фотоаппаратов и mp3-плееров мобильные телефоны пока не могут составить конкуренцию специализированным устройствам, но работа над этим ведется. Постоянно развиваются и улучшаются другие их функции. Являясь, по сути, маленьким компьютером, современные сотовые телефоны уже давно позволяют загружать и запускать программы, написанные сторонними производителями. Не станем сейчас обсуждать плюсы, минусы и перспективы той или иной программной платформы, а остановимся на конкретных вопросах - как самому начать писать приложения, где взять инструментарий и найти полезную информацию.

Как уже отмечалось выше, индустрия мобильного программирования в наше время более-менее устоялась. Сейчас она предлагает всем заинтересованным разработчикам самые различные средства разработки и предлагает поддержку. Здесь можно выделить три направления:

  • Поддержка со стороны поставщиков технологий. Яркими примерами здесь являются Symbian, J2ME и отчасти BREW. Поставщики стараются дать более широкое представление о технологии, установить стандарты, создать сообщество разработчиков.
  • Поддержка со стороны производителей телефонов - должна оказать максимальную помощь разработчикам в написании программ для моделей конкретного производителя.
  • Поддержка разработчиков со стороны операторов связи - обеспечивает максимальную техническую поддержку и решает проблемы, связанные с запуском в продажу продуктов для конкретных операторов. Также снабжает разработчиков информацией вроде style-guide и дополнительными средствами, необходимыми для нормальной работы приложений.

Рассмотрим две первые группы подробнее.

Поставщики технологий

Мир мобильного программирования, так же как и в десктоп-системах, одновременно развивается в разных технологических направлениях. Присутствует тут и Microsoft с вездесущим Windows, и его рыночный противник Linux, и теснящий их Symbian, и стоящая особняком платформа BREW. Не обошлось и без Java - в общем, все как у "взрослых". Каждый игрок в данном сегменте предлагает уважаемому сообществу разработчиков максимум поддержки, чтобы стимулировать его к разработке именно своей технологической платформе.

Symbian

Консорциум Symbian, в который входит самые крупные производители телефонов, предоставляет всем заинтересованным разработчикам специальный портал www.symbian.com.

Собственно, это точка входа, с которой стоит начать ознакомление с технологией и программированием для нее. Портал содержит массу часто обновляемой информации о технологии Symbian, описание новых версий, массу документации, FAQ, news-groups и так далее.

Также за последнее время сложились несколько независимых сообществ разработчиков для Symbian, публикующих статьи с практическими советами и очень активно общающихся на форумах. Как следует на них покопавшись, вы сможете найти решения практически всех проблем, которые встают перед разработчиком на начальном этапе. Примерами подобных ресурсов могут служить:

J2ME

Говоря о Java 2 MicroEdition, мы, естественно, подразумеваем Sun. Началом знакомства с миром "Мобильной Явы" является сайт java.sun.com и, в частности, раздел, посвященный предмету нашего интереса - java.sun.com/j2me/. На сайте можно найти множество примеров, полезных статей, туториалов. Здесь же можно скачать и "эталонный" SDK. Полезность его в повседневной работе спорна, но ознакомиться с ним надо обязательно, поскольку многие производители телефонов кладут его в основу своих собственных SDK. Кроме того, в нем есть множество полезных в работе инструментов.

На сайте Sun имеется также форум, который полезно пролистывать время от времени, но по моему опыту он более академичен, нежели практичен.

На просторах Интернета также можно найти массу ресурсов, где опытные J2ME-разработчики готовы поделится опытом и даже секретами. Вот некоторые из них, наиболее на мой взгляд полезные :

  • www.developer.com/java/j2me/
  • www.microjava.com/ - данный ресурс помимо форума и других полезных разделов содержит подборку статей по многим аспектам мобильного программирования. Ссылки на статьи, как правило, приводят на другие интересные ресурсы, посвященные мобильной Java
  • www.jroller.com/page/wangjammer5
  • www.javaperformancetuning.com/tips/j2me.shtml - немного об оптимизации
  • forum.juga.ru/forumdisplay.php?forumid=68 - очень толковый отечественный ресурс, посвященной программированию на J2ME, где ни одна проблема не остается без внимания
  • www.mobile-review.com/ - сайт и форум, посвященный мобильным технологиям вообще и J2ME в частности

К разговору о J2ME мы еще вернемся в разделе о производителях телефонов, так как на их долю выпадает львиная доля ресурсов и информации, необходимых для создания и портирования игр под разные модели телефонов.

BREW

Являясь любимым и тщательно охраняемым от постороннего влияния детищем компании Qualcomm, платформа BREW практически не имеет независимого сообщества разработчиков, по крайней мере, мне не удалось за время работы в данном сегменте рынка такового обнаружить. Вся основная "тусовка", работающая с данной технологией, сосредоточена на сайте самой Quаlcomm. Чтобы к ней присоединиться, необходима бесплатная регистрация, но она, правда, не даст вам статуса официального разработчика, хотя и позволит получить доступ к документации, скачать SDK и эмулятор или пообщаться на форуме. BREW - одна из немногих платформ, требующих для начала коммерческой разработки некоторых финансовых затрат. Они невелики - стоимость сертификата VeriSign обусловлена заботой о безопасности платформы в целом и отдельных клиентов в частности. Тем не менее, перед тем как начинать серьезно работать на данном рынке, придется либо пройти "аккредитацию", либо сотрудничать с теми, кто эту процедуру уже прошел.

Получение статуса официального разработчика также открывает путь к такой интересной части портала BREW, как Developers Extranet. Более подробная информация о процессе "как стать BREW-разработчиком" находится на самом сайте.

Qualcomm предоставляет достаточно много информации и документации по программированию для BREW, включая:

SMS

Эта технология давно получила всемирное распространение и признание как среди пользователей мобильных телефонов, так и среди разработчиков. Удобная, дешевая и надежная, она является на текущий момент краеугольным камнем рынка мобильных развлечений, выполняя и функции биллинга, и транспорта, и всего что только возможно.

Основные документы, описывающие технологию коротких сообщений в сетях мобильной связи, можно найти на сайте European Telecommunication Standard Institute (ETSI), воспользовавшись, например, формой поиска. Однако, как правило, чтение стандартов быстро надоедает. Почти сразу возникает желание сделать что-то побыстрее, но с первого раза, увы, редко получается что-то дельное. В этом случае имеет смысл обратиться к профессионалам, благо на просторах Интернета и Рунета их достаточно. Первый ресурс, который хотелось бы порекомендовать по данной тематике - это форум производителя решений для SMS и MMS компании NowSMS, на котором вам разберут PDU и поправят UDH. Заодно там же можно узнать, что это такое.

Также советую посетить www.isms.ru, где вам по-русски объяснят, что же такое эти UDH и PDU, и чем EMS отличается от WAPPush. К вашим услугам - большая библиотека статей и форум, который ведут опытные специалисты.

Также проблематика SMS обсуждается на ресурсах компаний Nokia, Siemens, SonyEricsson, но об этом чуть ниже.

i-Mode

После того, как в мае нынешнего года МТС объявила о планах по запуску в России сервисов i-mode, тема разработки для этой платформы перешла из чисто абстрактной плоскости в практическую. Широко развитая в Японии благодаря усилиям компании NTT-DoCoMo, технология i-mode в остальном мире представлена не очень широко. Тем не менее, она с успехом применяется GSM-операторами в Европе и Австралии и представляет большой интерес для контент-провайдеров и разработчиков благодаря оригинальной бизнес-модели. Получить базовые сведения о самой технологии можно на сайте NTT-DoCoMo. По сути, i-mode является аналогом WAP, использующим для разметки страниц язык cHTML, который является подмножеством HTML, адаптированным под нужды мобильных аппаратов. Как правило, телефоны i-mode с успехом поддерживают и WAP-технологии. Получить представление об особенностях cHTML можно, например, здесь. Рекомендую также маленький FAQ. Сделав "набросок" сайта на cHTML, можно потестировать его при помощи этого эмулятора (правда, мне не удалось его запустить, увы).

Не обошла NTT своим вниманием и такую популярную технологию, как Java (Правда, переосмыслив ее на японский манер). Составной частью i-mode является J2ME DoJa, аналог MIDP. CLDC также входит в Java i-mode (i-Appli). Скачать SDK, узнать последние новости, познакомиться с основами программирования на DoJa и ее отличиями от привычной J2ME, а также пообщаться с гуру можно на специализированном сайте, посвященном данной тематике - www.doja-developer.net/.

Windows Mobile и Linux

К сожалению, моя профессиональная деятельность никак не пересекается с мобильным миром Windows и Linux. Подозреваю, что они красочны и многообразны, но поделиться в этом плане мне нечем, увы. Наверное, посещение сайтов Microsoft и Google помогут найти некоторые точки входа, так что те, кому интересно, вполне могут пойти по этим адресам, а на обратном пути заодно рассказать о своих открытиях всем остальным.
 

Производители телефонов

Обратимся теперь к яркому миру производителей мобильных телефонов.

Снабжая свои телефоны возможностью запуска приложений, производители рано или поздно приходят к мысли о необходимости осуществлять техническую поддержку разработчиков. Как правило, для этого используются ресурсы сети Интернет, с полезной для девелоперов информацией. Как правило, использование подобных ресурсов бесплатное, требуется только зарегистрироваться на сайте. Одной из первых компаний, предоставивших информацию для разработчиков в онлайне, была Nokia. Впрочем, у некоторых компании, например, LG, ничего подобного (по крайней мере, на английском языке) до сих пор нет.

Nokia

Крупнейший и старейший игрок на рынке мобильного контента. Свои первые продукты для разработчиков компания начала предоставлять еще на рубеже тысячелетий, параллельно создавая и развивая forum.nokia.com - портал о вопросах мобильного программирования вообще и телефонов Nokia в частности. На нем содержится множество полезной информации по таким технологиям, как WAP, SMS/MMS (и messaging в широком смысле), J2ME, Symbian и так далее. Также наличествует техническая и маркетинговая информация, примеры по каждой из технологий, учебные статьи и материалы, посвященные глобальной мобильной индустрии. Здесь очень много интересного и полезного смогут найти для себя не только программисты, но и художники, и даже геймдизайнеры. Nokia очень большое внимание уделяет вопросам качества продуктов для своих мобильных телефонов, многие ее тезисы спорны, но в любом случае небезынтересны. Стайл-гайды, представленные на сайте, неплохо раскрывают принципы и подходы, используемые при создании игр и приложений, также немало тем посвящено юзабилити мобильных продуктов.

На портале есть форумы с ветками дискуссий по отдельным технологиям. Покопавшись в архивах, можно без проблем найти ответы на любые вопросы, встающие в ходе работ над продуктами для платформы Nokia.

Портал Nokia также содержит огромный раздел, посвященный SDK и эмуляторам каждой ключевой технологии, продвигаемой компанией.

Регистрация на сайте, доступ ко всему этому добру и разработка для телефонов Nokia совершенно бесплатная, так что смело присоединяйтесь!

SonyEricsson

Совместное предприятие SonyEricsson славится неплохой культурой работы с девелоперами. Ее сайт для разработчиков - отличный пример сбалансированного во всех отношениях информационного ресурса. На нем вы найдете много полезной информации о средствах разработки, телефонах, смежных технология, типа WAP и SMS. Также в рамках программы поддержки разработчиков можно получить доступ (к сожалению, не бесплатный) к новым моделям телефонов, еще не представленных в магазинах. На сайте очень много материалов ориентированы на мобильное 3D (JSR-184). Плюс есть толковый форум и постоянные конкурсы для разработчиков.

Siemens

Портал для разработчиков Siemens не блещет оригинальностью, но предоставляет всю необходимую информацию, которая может понадобиться начинающим разработчикам. Сайт постоянно обновляется.

Motorola

MotoCoder - точка входа для тех девелоперов, кому приглянулись телефоны Motorola. Все стандартно и добротно, исчерпывающая информация о самих телефонах и средствах разработки для них. Практически нет "белых пятен", очень интересный сайт.

Samsung

Появившийся менее года назад Samsung Developers Club ударными темпами нагоняет своих более "взрослых" товарищей. Не все утилиты, скачанные с сайта, работают гладко, но более полной подборки материалов по программированию для телефонов Samsung вы не найдете.

Alcatel

Пытаются не отставать от фаворитов и игроки, обладающие меньшей долей рынка. Очень неплохой сайт для разработчиков представляет Alcatel. Масса очень полезной и интересной информации. Сайт, достойный грандов индустрии.

LG

LG - это отдельная песня! Все попытки мирового Java-сообщества найти сайт разработчиков для телефонов этой фирмы пока не увенчались успехом. В Сети, похоже, есть что-то, похожее на портал для девелоперов LG, но поскольку он представлен полностью на корейском языке, доподлинно выяснить этого не удалось. Тем не менее, если захотеть, кое-что полезное извлечь оттуда все же можно. Если вы полны решимости работать на этой платформе, попробуйте скормить Google набор символов "lgtjavastationsdk", и получите несколько ссылок (что характерно, все на корейском) на файлы с расширением zip, doc, exe и pdf. Все это документы, имеющие отношение к программированию на J2ME для телефонов LG.

Некоторая информация по LG также была замечена на сайтах операторов - например, Cingular.



Источник: http://www.dtf.ru/articles/read.php?id=36097
Категория: Программирование игр | Добавил: Admin (18.09.2009) | Автор: Булычков Дмитрий
Просмотров: 5892 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]